Что такое СУГ, СПГ, КПГ?
СУГ- сжиженный углеводородный газ. Часто вместо сокращения "СУГ" можно встретить следующие варианты его названия:
* СНГ- сжиженный нефтяной газ
* пропан
* пропан-бутан
Это разные названия одного и того же газа.
СПГ- сжатый природный газ. Тоже самое что и метан и КПГ- компримированный природный газ.
Расход газа относительно бензина. Динамика на газе.
По многочисленному опыту и по описанию множества установок принято считать, что нормальный расход газа в среднем на 10-15% больше расхода бензина. Иногда (как правило, на двигателях большого объема) расход газа равен расходу бензина. По поводу динамики - в идеале динамика на газе должна быть одинаковой с динамикой на бензине. Но бывает и так, что динамика на газе чуть хуже, чем на бензине, это нормально и с этим надо смириться. Потери в мощности более ощутимы на системах второго поколения - около 15%, а на современных системах четвертого поколения они практически незаметны, т.к. составляют менее 5%.
Какая разница между ГБО на пропане и метане?
Существуют два типа газового топлива- пропан и метан.
Пропан- сжиженный нефтяной газ (транспортируется под давлением 10-15 атмосфер).
Метан- природный газ (в машине под давлением 200-250 атмосфер).
Из-за такой разницы давления этим двум топливам требуются разные баллоны.
Для пропана достаточно металлического баллона с толщиной стенок 4-5 мм, а для метана баллоны нужны гораздо толще. Это накладывает ограничение на использование метана в легковых автомобилях. Для метана требуются прочные баллоны, способные выдержать такое давление. Метан измеряется не в литрах, а в кубометрах. У метановых установок гораздо более высокие требования к безопасности.
ГБО и ГАИ-ГИБДД
* свидетельство установленной формы о соответствии требованиям безопасности переоборудованного автомобиля для работы на газе;
* приемо-сдаточный акт;
* сертификат на право установки ГБО;
* сертификаты на оборудование и баллоны;
Эти документы нужно всегда возить с собой.
ГБО и прохождение ТехОсмотра
Для прохождения техосмотра Вам необходимы вышеперечисленные документы на установку ГБО.
Как влияет ГАЗ на клапана?
На этот вопрос тоже нет однозначного ответа. Опять же по теории клапана работают в более теплонагруженном режиме и поэтому их ресурс должен уменьшаться. Однако практика показывает, что езда на газе никак не влияет на состояние клапанов. Вернее не влияет езда на правильно настроенном оборудовании. Так что катайтесь на газе, и не думайте не про какие клапана!
Какие бывают баллоны?
Скажем сразу каких баллонов не бывает. Не бывает угловатых баллонов, все газовые баллоны округлые.
Баллоны бывают двух видов- цилиндрические и тороидальные. Цилиндрические бывают различного диаметра и различной длины. Тороидальные баллоны предназначены для установки в нишу запасного колеса.
Влияет ли наличие ГБО на работу на бензине?
Правильно установленное оборудование никак не влияет на работу на бензине. Хотя допускается такой момент - если смеситель установлен над карбюратором, он может чуть обогащать смесь на бензине, так как частично перекрывает подачу воздуха. Но это может сказаться только на расходе бензина но никак не на качестве работы мотора на бензине.
Как часто менять воздушный фильтр при езде на газе?
Любое ГБО более чувствительно к чистоте воздушного фильтра (по сравнению с ездой на бензине). Поэтому рекомендуют менять воздушный фильтр чуть чаще, чем при езде на бензине. Ну допустим не раз в 15000 км, а раз в 10000-12000 км. Если расход газа Вашего автомобиля увеличился, то попробуйте посмотреть на воздушный фильтр. Если есть сомнения в его чистоте (например, по полевым дорогам покатались) то лучше его сразу поменять.
ГБО и свечи зажигания
ГБО к системе зажигания также довольно чувствительно. Если на бензине "пробитая" свеча может не давать явных сбоев в работе двигателя, то при работе на газу вы это сразу заметите. Просто следите за высоковольтной частью, своевременно меняйте свечи и провода согласно графику прохождения технического обслуживания вашего автомобиля.
Что такое ВЗУ (Выносное Заправочное Устройство) ?
Это разъем, через который газ заправляется на заправке в Ваш баллон. Как правило, ВЗУ ставиться снаружи машины под бампером со стороны, противоположной выхлопной трубе. Кроме того, ВЗУ может быть составной частью мультиклапана, или быть установлено внутри багажника. У иномарок практикуется врезание ВЗУ под лючок бензобака.
Что такое ГК (газовый клапан)?
Служит для перекрытия подачи газа в двигатель. Представляет собой соленоид, часть совмещена с фильтрующим элементом. Устанавливается в капоте автомашины.
Что такое БК (бензиновый клапан)?
Служит для перекрытия подачи бензина при езде на газе. Ставится, как правило, на карбюраторных автомобилях максимально близко к карбюратору. На инжекторных автомобилях роль БК выполняют реле, которые отключают питание от форсунок впрыска двигателя.
Что такое редуктор?
Редуктор - это обязательная составная часть ГБО. Дело в том, что газ на заправке заправляется в баллон под давлением. Кроме того, газ в баллоне находиться не в парообразном виде, а в сжиженном. Эта жидкость под давлением поступает в редуктор (через ГК). В редукторе давление понижается с 10-15 атмосфер до атмосферного. В каждой конкретной системе есть свои тонкости.
Что такое испаритель?
Как правило, испаритель совмещен с редуктором в одном корпусе. Проблема в том, что когда в редукторе идет понижение давления с 10-15 атмосфер до атмосферного давления, выделяется много холода. Для того чтобы редуктор не обмерз его подогревают тосолом системы охлаждения двигателя.
Что такое смеситель?
Смеситель (он же распылитель) - это устройство которое смешивает газ, поступающий от редуктора, с воздушным потоком впускного коллектора. Смесители бывают различного вида. Самый простейший смеситель - это простая трубка c одним или множеством отверстий.
Что такое "конденсат"?
Конденсат- это добавка к газовому топливу. Сам по себе пропан-бутан не имеет запаха. Для того чтобы сразу были видны утечки в газ добавляется метилмеркаптан. Кроме того, метилмеркаптан еще и не испаряется. Он представляет собой маслянистую жидкость которая имеет свойство накапливаться в некоторых редукторах и ее надо периодически удалять от туда.
ГБО и ошибки инжектора (CHECK ENGINE)
Если у Вас на инжекторном автомобиле стоит традиционная газовая система (подача газа через смеситель), то причин появления CHECK ENGINE может быть несколько.
Во-первых, у Вас обязательно должен быть установлен эмулятор форсунок, если его нет, то CHECK ENGINE появится в любом случае.
Во-вторых, при такой подаче газа практически невозможно добиться правильной регулировки подачи топлива на всех режимах работы. Лямбда-зонд (если машина с катализатором) будет сигнализировать об этом и появится значок CHECK ENGINE.
Всех этих проблем (и многих других) можно избежать, установив систему электронного впрыска газа четвертого поколения.